Консолидация госпропаганды

    «Промывкой мозгов» будут заниматься даже развлекательные ТВ-каналы и радиостанции

    © 2013, «Новый Регион – Москва» © 2013, «Новый Регион – Москва»

    Москва, Ноябрь 26 (Новый Регион, Андрей Романов) – Крупнейшая за последнее время сделка на российском медиарынке, после которой «Газпром-Медиа Холдинг» получит контроль над «ПрофМедиа» миллиардера Владимира Потанина, направлена на консолидацию средств для тотальной госпропаганды. Как передает корреспондент РИА «Новый Регион», независимые наблюдатели и участники рынка считают, что такое развитие событий может свидетельствовать о том, что «промывкой мозгов» населения будут заниматься даже развлекательные телеканалы и радиостанции.

    Главным владельцем большинства ключевых медиаактивов стал друг Путина Юрий Ковальчук, которого уже давно называют российским медиамагнатом №1. Его банк «Россия» с начала «нулевых» стал «копилкой» непрофильных активов «Газпрома» – начиная от страховщика «Согаз» до «Газпромбанка» и находившегося на его балансе «Газпром-Медиа». Таким образом Ковальчук и его племянник Кирилл контролируют не только «Национальную Медиа Группу», но и «Газпром-Медиа Холдинг», обратил внимание известный политолог Михаил Тульский, отвечая на вопросы корреспондента РИА «Новый Регион». В результате сегодняшней сделки список подконтрольных Ковальчукам СМИ, радиостанций и телеканалов значительно расширился. Судя по всему, именно с предстоящим слиянием было связано недавнее назначение давнего кремлевского пиарщика и близкого Ковальчуку Михаила Лесина в «Газпром-Медиа Холдинг».

    До последнего времени в «Национальную Медиа Группу» входили: телерадиокомпания «Петербург-Пятый канал» (72,4%), ОАО «Первый канал» (25%), телеканал «РЕН ТВ» (68%), газета «Известия» (73,2%) и радиостанция «Русская Служба Новостей» (100%). Структурам банка «Россия» принадлежат также 25% холдинга «СТС Медиа» (каналы СТС, «Домашний» и «Перец»).

    Через «Газпром-медиа Холдинг» Ковальчук имеет влияние на телекомпании НТВ, ТНТ, НТВ-ПЛЮС, радиостанции «Эхо Москвы», «CИТИ-FM», «Relax-FM», «Детское радио», Comedy Radio, а также издательство «Семь дней», в которое входят журналы «Итоги», «7 дней – Телепрограмма», «Караван историй»; «Коллекция»; газеты «Трибуна»; журнал-телегид «Панорама TV». В структуре холдинга также интернет-портал Rutube и некоторые другие, в том числе рекламные компании. С полным списком можно ознакомиться здесь.

    «ПрофМедиа», отошедшая от Владимира Потанина «Газпром-Медиа Холдингу» – управляла целым рядом известных брендов, включая телеканалы «ТВ-3», «Пятница!» и «2х2», радиостанциями «Авторадио», «Energy», «Радио Romantika» и «Юмор FM», а также www.rambler.ru, www.lenta.ru, www.afisha.ru, www.101.ru и других брендов в Рунете.

    После сделки с Потаниным под контролем Ковальчуков оказались большинство ключевых эфирных ТВ-каналов, за исключением группы ВГТРК, которая и без того принадлежит государству, «ТВ-Центра» правительства Москвы, «Звезды» министерства обороны РФ и РБК Михаила Прохорова. При этом доля на рынке объединившихся под одним крылом Ковальчуков мадиаактивов, по оценкам аналитиков, уже превысила 50%. По крайней мере, это касается телеканалов. Только слившиеся активы «Профмедиа» и «Газпром-Медиа Холдинга» составляют порядка 40% рынка. Независимые наблюдатели полагают, что похожее развитие событий может затронуть, в том числе Интернет-пространство.

    В данном конкретном случае после сделки с Потаниным речи о том, что в выигрыше оказался какой-либо один из кремлевских кланов, не идет, отметил в разговоре с корреспондентом РИА «Новый Регион» известный политолог Михаил Тульский, комментируя сделку. Он также добавил, что подконтрольные Ковальчуку СМИ ориентированы на госпропаганду, а не на элитные войны, несмотря на отдельные исключения в виде «Известий» и РСН, которые под предлогом сохранения общей линии взяли под свое крыло Владислав Сурков и Константин Костин. Однако, по словам эксперта, они зачастую работают против интересов ставленника группы Тимченко-Ковальчука – нынешнего министра обороны РФ Сергея Шойгу – в пользу враждующего с ним клана главы кремлевской администрации Сергея Иванова и руководителя «Ростехнологий» Сергея Чемезова.

    Так или иначе, как считает Тульский, консолидация медиа-активов идет не в интересах одного из кланов, а под всю путинско-питерскую правящую группировку для прославления политики президента и правительства. По его словам, выход Потанина из медиабизнеса вполне объясним даже только одним фактом – он не питерский.

    Председатель наблюдательного Совета РИА «Новый Регион» Александр Щетинин также считает, что в ситуации консолидации активов в пользу подконтрольных власти структур следует ожидать повышения уровня «промывки мозгов» простым потребителям медиапродуктов.

    «Монополизация в медийной сфере у нас давно уже предельная – для пропаганды казалась бы более чем достаточная и даже избыточная. Но это закон любого монополистического капитализма – концентрация собственности будет идти до тех пор, пока всё не окажется в одних руках. И кто-то, предположим, что это действительно друг Путина Ковальчук, потом бодро отрапортует Владимиру Владимировичу: «Цель достигнута – все мало-мальски значимые СМИ и ресурсы влияния теперь полностью в наших руках». Ну и заработает кое-кто достаточно. В том числе посредники в околовластных кругах, лоббирующих эту сделку», – констатировал Щетинин.

    В то же время он обратил внимание, что для обеспечения эффективной пропаганды настолько много СМИ в одних руках не требуется. «Это вообще вредно. Но в данной ситуации это означает, что пропаганда будет выходить на новый – более тотальный уровень (хотя куда уж более?) и любому сколько-нибудь альтернативному мнению будет уже совсем не пробиться», – заключил председатель наблюдательного Совета РИА «Новый Регион».

    ТЭГИ: цензура, политический кризис, друзья Путина
    Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

    Комментарии

     
    Осталось символов: 1000

    NEWSROOM в социальных сетях

    Вчера / НОВОСТИ

    Новости

    АВТОРЫ

    Архив