Газета «Вести» транслирует российскую пропаганду. (ИНФОГРАФИКА)

    Издание готовит «Третий Майдан»?

    Чужие "Вести" Чужие "Вести"


    Киев, Март 31 (Новый Регион, Вадим Довнар) – Классический пример. В 1940-е годы в Соединенных Штатах тоже была своя газета «Вести», она называлась «Настоящий американец». И каждый американец, который читал ее, понимал, что она — профашистская, но доказать ничего не мог. И тогда Гарольд Лассуелл из Библиотеки Конгресса США провел контент-анализ. Это был первый публичный успех этого метода, напоминает в «MediaSapiens» кандидат наук по социальным коммуникациям Артем Захарченко.

    В «Настоящем американце» подсчитали совпадения с основными пунктами немецкой пропаганды: «США внутренне разложены», «Внешняя политика США аморальна», «Фашистская Германия справедливая и добропорядочная» и прочее. Результат был таким: в газете за период с 22 декабря 1941. по 2 марта 1942 г. было выявлено 1195 утверждений, которые можно интерпретировать как антиамериканские, и лишь 45 противоречащие им. Верховный суд Штатов принял во внимание это исследование и закрыл фашистскую прессу.И никто не говорил о свободе слова. Потому что эта газета такой не была, она была оружием Гитлера.

    Сейчас в Украине — похожая картина. Только анализ приходится делать сложнее, ведь информационные потоки меняются каждый день. Например, Россия до середины марта праздновала оккупацию Крыма и восхваляла своих завоевателей, но после переговоров в Берлине с участием Петра Порошенко и Ангелы Меркель 16-го марта резко изменила курс, и начала писать о том, как Путин хочет мира, а злой Порошенко ему мешает.

    Мы — волонтерская группа, которая организовывала пикеты раздачи газеты «Вести» — осовременили методику. Ежедневно мы просматривали не только саму газету, но и ленты с российской пропагандой. Вычленяли те тезисы, которыми кормила своих граждан Москва, а потом выискивали такие же в «Вестях».
    p1cadjs

    В интересах кого работают?


    А чтобы нас не могли упрекнуть в том, что все нормальные медиа так или иначе освещающают эти актуальные темы и критикуют украинскую власть, мы решили промониторить и другую газету. Из всех ежедневных газет мы выбрали «День». Его никто, видимо, не заподозрит в лояльности к нынешним политическим лидерам: она их жестко критикует. Но и пророссийской она не является ни в коей мере.

    Сравнивали мы не все информационные сообщения, а только те, в которых было оценочное суждение. Авторы и редакторы могут его внести в текст несколькими способами: 1. Прямая оценка событий, которая является основной идеей статьи, выводом, к которому приходит автор, или одним из промежуточных выводов. В таких нескрываемых манипуляций даже «Вести» прибегали нечасто. Но иногда случалось: например, в материале «Возобновления боевых действий исключать нельзя» от 18 марта прямым текстом говорится, что президент и парламент виноваты в том, что бои на Донбассе могут вскоре возобновиться. Авторский тон и комментарий депутата от ОБ Юрия Воропаева не оставляют места для двусмысленности.


    yduujac«Все пропало»?


    2. Заголовок, содержащий оценку, высказанную только одной из двух сторон конфликта, или одним из комментаторов. Например, 3 марта в статье «Бойкотировали закон — целили в премьера» издание цитирует анонимный (!) источник, который объясняет, что провал голосования за законы МВФ свидетельствует о том, что БПП планирует снять Яценюка. И именно этот тезис выносится в заголовок, хотя в тексте есть и другие мнения.

    3. Двусмысленный заголовок: который соответствует содержанию формально незаангажированной статьи, однако с первого взгляда может иметь другое значение, и именно так идею материала воспримут люди, которые не вчитываются в текст. Таким является заголовок от 2 марта: «ОБСЕ недовольна отводом техники». Виноватой сразу выступает украинская власть, хотя текст вообще не об этом. На самом деле это заметка о гибели в Песках журналиста газеты «Сегодня», что в заголовок не вынесено.

    4. Оценочное суждение, используемое как аргумент в статье. В этом случае истинность суждения не обсуждается, поскольку оно не является темой статьи, а лишь применяется для обоснования какой-либо другой тезисы. Так, в статье «Коломойский играет в Ва-банк» от 6 марта поведение олигарха объясняется тезисом, что осенью вместе с местными выборами будут парламентские. Хотя никто об этом до сих пор не заявлял, и никаких оснований так считать не приведено.

    5. Освещение версии неоднозначных событий, которая заведомо является манипулятивным продуктом пропагандистской машины Кремля. Иногда эта версия осуждается самой газетой, однако серьезные издания таким версиям даже не уделяют внимания, зато здесь она подается как равноправная в других, более объективных версий. Здесь — вообще праздник для исследователя. В газете четыре (!) раза рассказывали о том, что убийство Немцова могло быть заказное с Украины. Кроме того, 11 марта напечатали статью о том, что Скрябина могла убить власть за то, что он ее критиковал. И ссылки — только на неизвестных интернет-пользователей.


    В придачу, мы отдельно подсчитали количество заголовков в стиле «Все пропало»: о повышении цен, о злоупотреблениях властей, несоблюдение социальных стандартов.

    В результате, мы четко доказали, что газета «Вести» постоянно транслирует тезисы российской пропаганды. Всего за период исследования произошло это 30 раз, то есть, примерно по 2 тезиса в номере. В то же время, в газете «День» было ретрансльовано только 3 таких тезиса, или в среднем по 0,3 в день. И это может свидетельствовать лишь о незаангажированности «Дня».Кроме того, оказалось, что газета «Вести» последовательно создает негативный образ общественно-политической реальности в нашей стране. С помощью тех же заголовков в стиле «Все пропало». Сами по себе эти материалы могут быть объективными, но их количество свидетельствует о попытке очернить жизнь в Украине.

    Так, за исследуемый период в газете «Вести» было 68 заголовков негативного толка, или примерно по 5 на номер, в то время как в газете «День» — лишь 26, или по 2,4 на номер.

    Подопечные Игоря Гужвы были очень изобретательны. Например, в условиях инфляции, когда дорожает фактически все, они умудрялись делать отдельный материал о каждом товаре или услуге: дорожают лекарства, дорожает интернет, дорожает хлеб...

    Фактически, такую деятельность в наших условиях можно расценивать, как призыв к массовым беспорядкам, до того «Майдана-3», который давно уже пытается спровоцировать в нашем государстве Россия.

    «Надеюсь, украинская власть, а также западные правозащитники изучат эти документы, и отнесутся к газеты соответственно. Оно является агиткой, на которую никакие законы о СМИ не распространяются», — утверждает автор статьи, сообщая о своем намерении подготовить обращение к органам власти о необходимости закрытия «Вестей».

    Комментарии

     
    Осталось символов: 1000

    NEWSROOM в социальных сетях

    Сегодня / НОВОСТИ

    Вчера

    Новости

    АВТОРЫ

    Архив