Телесюжеты Дмитрия Киселева про украинский Майдан признаны дезинформацией

    Общественная коллегия по жалобам на прессу обвинила рупора госпропаганды в необъективности и тенденциозности

    © 2014, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0 © 2014, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

    Москва, Февраль 25 (Новый Регион, Наталья Аникина) – Российская Общественная коллегия по жалобам на прессу признала дезинформацией ряд сюжетов скандально известного журналиста Дмитрия Киселева о событиях на Украине, вышедших в эфир в декабре прошлого года в программе «Вести недели» на государственном телеканале «Россия-1». Эксперты уличили одиозного телеведущего в необъективности, тенденциозности и нарушении журналистской этики. По их мнению, подготовленные Киселевым сюжеты про Украину «имеют четкие признаки пропаганды, осуществляемой через программу, выходящую в воскресный прайм тайм на государственном телеканале».

    С жалобой в Общественную коллегию по жалобам на прессу на программу «Вести недели» и ее ведущего Дмитрия Киселева обратились украинские коллеги – председатель Комиссии по журналистской этике Владимир Мостовой. Поводом послужил выход в эфир сюжета «Украинское вече».

    Согласно позиции заявителя, сюжеты Киселева в «Вестях недели» о событиях в Украине, включая вышеуказанный и сюжет «Украинский майдан», «отличаются тенденциозно подобранным видеорядом, синхронами, которые, будучи вырваны из контекста, искажают смысл сказанного, и являются попытками авторов сюжетов создать «доказательную базу», подтверждающую их суждения».

    Украинская Комиссия по журналистской этике указала, что в сюжете, выпущенном в эфир 8 декабря, при описании событий в Украине 30 ноября и 1 декабря Киселевым был «сознательно нарушен хронологический порядок событий: силовой разгон мирной акции протеста на Майдане Независимости, который произошел 30 ноября, представлен как следствие действий провокаторов, во время акции протеста возле администрации президента, которые на самом деле происходили 1 декабря».

    Кроме того, заявитель посчитал приведенный в сюжете от 8 декабря фрагмент видеозаписи лидера партии «Свобода» Олега Тягнибока «диффамационным и «подогнанным» под выводы» Киселева, «поскольку видео, снятое скрытой камерой, не может относиться к событиям на Майдане Независимости, которые происходят сейчас в Украине, т.к. впервые было продемонстрировано в сети Интернет 15 октября 2012 года».

    И, наконец, по мнению Владимира Мостового, оспариваемый сюжет содержит «язык ненависти»: российские федеральные телеканалы, в первую очередь телеканал «Россия», освещая события в Украине тенденциозно и необъективно, разжигают нетерпимость, недоверие и вражду между Украиной и РФ, между Россией и Западом.

    По итогам рассмотрения жалобы из Киева Коллегия приняла решение, в котором говорится об обоснованности обвинения в адрес автора и ведущего программы «Вести недели» Дмитрия Киселева в сознательном нарушении хронологического порядка событий 30 ноября – 1 декабря 2013 года в центре украинской столицы. Согласно тексту решения, «силовой разгон мирной акции протеста на Майдане Независимости, который произошел 30 ноября», в программе от 8 декабря был «представлен как следствие действий провокаторов во время акции протеста возле администрации президента, которые, на самом деле, происходили 1 декабря».

    Коллегия находит связанную с этой «путаницей», но адресованную украинскому телезрителю реплику Киселева в программе от 15 декабря («Я искренне хочу выразить признательность зрителям программы «Вести недели» в Украине, которые обратили внимание на наши помилки в прошлое воскресенье. Ну, схибили, что, впрочем, никак не отменяет простроенной логики киевских беспорядков») «уловкой, рассчитанной, на непонимание смысла сказанного большинством российских телезрителей». Пропустив мимо ушей «ошибки» и «оплошали», телезрители упустили из виду и сам предмет «путаницы». С учетом этого данный сюжет можно рассматривать не как журналистский, а как пропагандистский, полагает Коллегия.

    Коллегия считает показательным то, что ни внятного уведомления о совершенной подмене факта вымыслом, ни добросовестной оценки «ошибки», ни, тем более, извинений за введение в заблуждение десятков миллионов людей как российские, так и украинские телезрители Киселева не дождались.

    Коллегия также подтверждает обоснованность вывода заявителя о том, что освещение событий в рассматриваемом сюжете носит односторонний характер. Говоря о пострадавших сотрудниках правопорядка, Киселев не говорит о митингующих и журналистах, пострадавших днем ранее при силовом разгоне Евромайдана.

    Согласно выводам Коллегии, сюжет «Украинское вече», сконструированный в логике подгонки жизни под пропагандистскую «колодку», «отличается оскорбительно низким качеством, расчетом на неразборчивость, нетребовательность, всеядность информационно зависимой части российского общества, а равно и на распространение и закрепление в российском обществе в целом именно этих начал».

    Коллегия находит ситуацию расширения и укрепления присутствия пропаганды в СМИ России «определенно ненормальной» и считает необходимым обратить на данную ситуацию внимание журналистского сообщества.

    Напомним, что в начале декабря Киселев был назначен директором нового информагентства «Россия сегодня» на базе ликвидируемого РИА «Новости», которое, по замыслу чиновников, станет орудием пропаганды идеологии действующей власти РФ. После назначения на должность ведущий оскандалился, выступив 8 декабря в эфире телеканала «Россия» со своей точкой зрения на происходящее в Киеве на Евромайдане. Он рассказал об «ужасах» акций протеста и якобы печальных перспективах вхождения в Евросоюз для Украины. Киселев употреблял спорные метафоры, к примеру, действия митингующих во время столкновений с «Беркутом» он назвал «древнеафриканским воинским порядком»; занявших киевскую горадминистрацию оппозиционеров Киселев назвал «штурмовиками» и т.д. Эфир Киселева возмутил как русских, так и украинцев. Украинские журналисты даже вручили Киселеву Оскар «за ложь и ахинею». Во время прямого включения «России» из Киева киевский журналист Виталий Седюк подошел к корреспонденту российского телеканала и сказал: «Передайте Оскар телеканалу «Россия» и Дмитрию Киселеву за ложь и ахинею о Евромайдане».

    В феврале 2014 года «за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие России, заслуги в гуманитарной сфере, укреплении законности, защите прав и интересов граждан, многолетнюю и добросовестную работу» президент Путин наградил Киселева орденом «За заслуги перед отечеством» IV степени.

    Справка: Общественная коллегия по жалобам на прессу – независимая структура гражданского общества, которая разрешает конфликтные ситуации нравственно-этического характера, связанные с профессиональной деятельностью журналистов. Создана в 2005 году.

    Ссылка по теме:

    «The Economist» назвал Дмитрия Киселева главным пропагандистом России /// «От такой пропаганды краснели бы даже в СССР» >>>

    ТЭГИ: Евромайдан
    Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

    Комментарии

     
    Осталось символов: 1000

    NEWSROOM в социальных сетях

    Сегодня / НОВОСТИ

    Новости

    АВТОРЫ

    Архив